Выбор параметра диафрагмы в ручном или полуавтоматическом режиме – одна из главных составляющих творческого и художественного потенциала зеркальной камеры.
Диафрагма – это механизм в виде шторки или перегородки объектива, состоящий из нескольких металлических пластин (лепестков), которые, меняя свое положение и диаметр отверстия внутри объектива, позволяют регулировать проходящий через объектив на матрицу зеркальной камеры свет. В современных зеркальных фотоаппаратах используются ирисовые диафрагмы, количество лепестков, может достигать 20.
Чтобы знать, в каком положении находятся лепестки диафрагмы в конкретный момент и определить, широкое или узкое отверстие для прохождения света внутри объектива, применяют специальную единицу измерения диафрагмы – диафрагменное число или значение диафрагмы.
Диафрагма показывает, какое количество световых лучей объектив способен пропускать на матрицу. Максимально возможные параметры диафрагмы на корпусе объектива обозначаются в виде знака F: с цифрой, либо 1: с цифрой. Наименьшая цифра определяет максимальную светосилу объектива, то есть способность снимать при недостаточном освещении, не прибегая к помощи вспышек и не выставляя длительную выдержку.
Профессиональные объективы («портретники», «полтинники») имеют большую светосилу f/1.4 – f/2.8, любительские («темные») f/4.5 – f/5.6. Диафрагменное число в зависимости от конструкции объектива, уменьшается с определенным интервалом. Взаимосвязь диафрагменного числа и реального размера отверстия диафрагмы обратная. К примеру, если расстояние фокуса объектива F = 50 мм, при значении диафрагмы 1.8 физический диаметр отверстия внутри объектива равен 50/1.8 = 27.8 мм, а при значении f/2.8 50/2.8= 17,8 мм. На снимках это будет выражаться тем, что при съемке с открытой широко диафрагмой f/1.4 кадр будет пересвеченным, при узком отверстии диафрагмы f/22 получится сплошная темнота.
Чтобы понять, как изменяется резкость изображения в зависимости от диафрагменного числа, можно сделать серию кадров, на каждом из которых изменять значение f на один шаг. Установить диафрагму можно через полуавтоматический режим с приоритетом диафрагмы, либо в ручном режиме, регулируя кольцо на объективе с обозначением линейки диафрагмы (начиная с f/1.4 до f/22 и выше).
Главное назначение диафрагмы для фотосъемки состоит в регулировании количества проникающего на матрицу света. Но управление диафрагмой дает интересный художественный инструмент, за который ценятся возможности зеркальных камер: изменение границы резко изображаемого пространства (ГРИП). Этим параметром можно управлять при съемке, чтобы, к примеру, сделать акцент на наиболее важном объекте съемки, отделить его от второстепенных.
Существует прямая связь между размытием изображения и фокусным расстоянием, поэтому теле-объективы 200 мм при f/2.8 создают такое же размытие как объектив 35 мм при f/1.4. При одинаковом фокусном расстоянии объективов более сильное размытие заднего фона произойдет на той камере, где диафрагма открыта сильнее (значение диафрагмы ниже).
Закрытая диафрагма
При съемке пейзажей важна максимально детализированная фотография, поэтому ставят большое значение диафрагменного числа. Если необходимо показать все объекты с максимальной четкостью, необходимо максимально сузить световое отверстие внутри объектива (от f/14 выше) однако выдержку при съемке без штатива не следует ставить выше чем 1/100 секунды, чтобы избежать смазывания кадра из-за дрожания рук.
Открытая диафрагма
Максимально открытая диафрагма с малым диафрагменным числом используется обычно в портретной съемке, где необходимо выделить лицо человека от заднего фона (значение диафрагмы не выше f/3.5), либо художественной съемке, чтобы выделить от фона какой-либо объект, имеющий приоритет для фотографа, тем самым передать зрителю сюжет в снимке.
В не зависимости, какой модели и стоимости объектив, установленный на зеркальную камеру, при максимальном открытии отверстия диафрагмы и максимальном его закрытии теряется оптическое разрешение фотоснимка. На максимально низком числе диафрагмы (f/1.4) в светосильных объективах, происходит потеря информации – дифракция (на языке фотографов – «замыливание») по углам кадра, вокруг снимаемых объектов появляется ореолы и нимбы. Для получения фотографий профессионального качества максимально открывать диафрагму следует лишь при съемке в экстремальных условиях (низкая освещенность, темный объект).
Современные режимы и технические способности фотокамер позволяют установить настройки диафрагмы, выдержки, светочувствительности, а впоследствии подкорректировать недочеты в фото редакторе так, что фотография при разных настройках будет выглядеть нормально освященной. Однако это не умаляет важности правильной настройки диафрагмы. Необходимо учитывать, что именно от значения диафрагмы зависит правильность глубины резкости, недочеты которой невозможно исправить ретушью, они ведут к неисправимому браку.