Что такое выдержка?

Один из самых главных параметров съемки для создания качественных фотографий — это выдержка. Именно выдержка в сочетании с диафрагмой отвечает за количество улавливаемого света вашей камерой, а следовательно и за освещенность фотографии: темная будет фотография, засвеченная или правильно проэкспонированная.

exposure

Чем длиннее будет выдержка, тем больше света попадет в камеру. Выдержка – это время, на которое затвор остается открытым, тем самым пропускает свет к матрице вашего фотоаппарата либо светочувствительной плёнке. Выдержка измеряется в долях секунды или единицах секунд.
При разговоре на тему фотографии, не стоит употреблять выражения “выдержка больше” или “выдержка меньше”, т.к. это может запутать слушателя, поскольку, чем больше число в знаменателе, тем короче выдержка, то есть меньше время при котором затвор остается открытым. При этом многие фотоаппараты отображают именно то число, которое находится в знаменателе — места на единичку в числителе обычно на экранах не остается. Поэтому правильнее будет сказать “выдержка короче”, или “длиннее”.
Не только выдержка, но и диафрагма отвечают за то, сколько света попадёт на матрицу, но все же главным остается правильно выбрать выдержку. Это связанно с тем, что выдержка имеет больший диапазон настройки и сильнее влияет на результат, в то время как большинство фотографий можно сделать на некоторых усредненных значениях диафрагмы. Но тема выбора значения диафрагмы — это тема отдельной статьи, а сейчас хотелось бы рассмотреть какую же ставить выдержку при разном освещении?
Если вы снимаете в темное время суток или при тусклом освещении, то выдержка должна быть длиннее, не менее 1-2 сек. А зачем? Если выставить короткую выдержку, то матрица при малом времени открытия затвора, не успеет уловить столько света, сколько требуется для снимка с достаточным уровнем экспозиции в данных условиях съемки. Но а если вы выберете выдержку длиннее, то матрица сможет уловить столько света, сколько нужно для реализации вашей идеи и получения красочной фотографии. При съемке с длинной выдержкой рекомендую использовать триногу (штатив, трипод), дабы избежать нежелательного смазывания снимка, вызванного неизбежным дрожанием рук фотографа. Соответственно днем или при ярком освещении для получения правильно проэкспонированной фотографии мы уменьшаем время спуска затвора. При этом используя значения: 1/250; 1/500 и более короткие. В этом случае риск смазывания снимка сведен к минимуму и использование штатива не требуется.
Если вы снимаете только в автоматическом режиме, то творить здесь вы поистине не сможете, т.к. параметры съемки выставляются процессором фотоаппарата, не имеющим никаких представлений о творческой задумке фотографа. Поэтому рекомендую прекращать фотографировать всё вокруг простым нажатием кнопки спуска затвора при разном типе освещенности и начать изучать новые режимы фотосъемки. Занятие фотографией подразумевает не только знание инструкции по эксплуатации от фотоаппарата и щелканье кнопочками и верчение колесиков, но и мастерство в их использовании в зависимости от условий съемки. Здесь, как и в любом деле, важны навыки получать знания, идя от простого к сложному и экспериментируя с результатами. Значение выдержки позволяет получить расплывчатое изображение какого-либо действия или движущегося объекта, либо «заморозить» движущийся предмет на снимке.
Ниже я представлю некоторые из режимов фотосъемки, в которых вы сможете подстроить значения диафрагмы и выдержки, как вам нужно. Но где наблюдать значение выдержки в современных фотоаппаратах? В «мыльницах», к сожалению, нигде. В зеркальном фотоаппарате — всегда в индикации видоискателя либо на основном дисплее, но только в некоторых «навороченных» моделях зеркалок ещё и по специальному черно-белому информационному экранчику с параметрами съемки. Тоже самое и с диафрагмой, и с выбором точки фокусировки, и подтверждением фокуса, и некоторыми другими занимательными параметрами, состояние которых можно контролировать, включив соответствующий режим съёмки.
TV — автоматическая экспозиция с приоритетом выдержки. В этом режиме фотограф задает желаемое значение выдержки, а автоматика камеры пытается «подогнать» экспозицию кадра под правильную с помощью изменения диафрагмы.
AV — автоматическая экспозиция с приоритетом диафрагмы. Здесь, наоборот, принудительно задается значение диафрагмы,  а выдержка подбирается автоматикой фотокамеры.
M — полностью ручной режим. Именно здесь вы сможете творить и настраивать все параметры съемки на свой лад.
Дополнительно хотел бы отметить, что значение выдержки влияет и на тип фотографии — если вы снимаете занятия спортом или предметы в движении, то здесь вам понадобится короткая выдержка. Чем быстрее движение, тем короче выдержка.
Если вы поставите длинную выдержку при съемки быстро движущихся объектов, то скорее всего ваша задумка не удастся и фотография будет смазана. Так что лучше заранее обдумать тип и условия съемки и примерно выставить то значение выдержки и диафрагмы, которое потребуется для создания хорошего снимка в текущих условиях освещения.

Далее хочу представить основные, «опорные» значения выдержек:

Значение 1/4 и длиннее — ночь или очень слабое освещение, вам понадобится штатив.
Значение 1/8 – при тусклом освещении, так же нужен штатив.
Значение 1/15- все же слабое освещение, желательно использовать штатив.
Значение 1/30 – самая длительная выдержка, при которой возможна съемка с рук.
Значение 1/60 – уже допускается съемка с рук, но использование телеобъектива не желательно.
Значение 1/128 – человек в движении (шагающий человек).
Значение 1/250 — человек в движении ( бегающий человек).
Значение 1/500 – предмет, двигающийся со скоростью велосипедиста.
Значение 1/1000 и короче – движение автомобиля, автогонки и т.п.
Эта таблица относительно условна, потому что и человек может идти или бежать быстрее, чем предполагается, так же и с автомобилем и велосипедистом, т.к. движение может происходить быстрее или медленнее, нашего ожидания. Но все же, как основу можно взять эти цифры и корректировать их в зависимости от ситуации.

Итак, можно подвести итоги.

В пасмурную погоду, ночь, при плохом освещении мы используем длинную выдержу 1/30 и длиннее. При хорошем, ярком освещении мы ставим выдержку короче, так же происходит и с движущимися предметами. Примерные значение предоставлены в таблице выше. Желаю удачных снимков, надеюсь вам помогла данная статья и вы уже имеете представление, что такое выдержка и как ее использовать. В следующей статье я познакомлю вас с выбором значения диафрагмы.

Что такое выдержка?: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *